Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2025 г. N 29-П
Конституционный Суд РФ проверил конституционность ч.5 ст. 24.5 КОАП РФ, согласно которой производство по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением (ненадлежащим исполнением) государственных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, подлежит прекращению, если причиной нарушения послужило выделение субвенций в размере, недостаточном для осуществления соответствующих полномочий.
Поводом для рассмотрения этого вопроса послужил запрос Костромского областного суда, в производстве которого находится дело по жалобе администрации города Костромы на постановление судебного пристава о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 17.15 КОАП РФ — за неисполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения гражданке, включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Местная администрация ссылалась в свою защиту на недостаточность субвенций, предоставляемых из регионального бюджета на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Однако областной суд усомнился в конституционности соответствующего основания для прекращения дела об АП (ч.5 ст. 24.5 КОАП РФ), поскольку оно не позволяет учесть, принял ли ОМСУ все зависящие от него меры для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена ответственность, — в частности проинформировал ли он администрацию области о невозможности осуществления переданных полномочий.
По результатам рассмотрения дела КС РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, разъяснив следующее:
- она подлежит применению независимо от того, информировал ли ОМСУ органы государственной власти о недостаточности выделенных субвенций и вносил ли он предложение о выделении субвенций в большем размере;
- вместе с тем производство по делу об административном правонарушении не может быть прекращено, если недостаток финансирования обусловлен предоставлением ОМСУ органам государственной власти недостоверной (неполной) информации;
- достаточность выделенной органу местного самоуправления субвенции должна оцениваться с учетом всех расходов, подлежащих осуществлению в рамках соответствующего переданного полномочия, в том числе расходов на исполнение других исполнительных документов;
- прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании оспариваемой нормы не влечет прекращения обязанности ОМСУ исполнить требование исполнительного документа и не снимает с органов государственной власти обязанность обеспечить финансовые средства, необходимые для осуществления переданных полномочий.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»