Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом ВС РФ 25 апреля 2025 г.)
В Обзоре рассматриваются вопросы, касающиеся квалификации отдельных видов административных правонарушений в сфере антимонопольного регулирования, порядка производства по данной категории дел, исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, а также правил определения размера административного штрафа за соответствующие нарушения (в том числе особенностей расчета и назначения оборотного штрафа).
В частности, Президиум ВС РФ сформулировал следующие правовые позиции.
•Ограничение управляющей организацией, которая занимает доминирующее положение на рынке по управлению многоквартирными домами, доступа операторов связи к общему имуществу дома может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КОАП РФ.
•Реализация участниками торгов (конкурентами) на основании заключенного между ними соглашения единой стратегии, направленной на достижение выгодного экономического результата за счет устранения конкурентной борьбы, может свидетельствовать о создании картеля и повлечь административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 14.32 КОАП РФ.
•Искусственное дробление заказчиком единой сделки с целью непроведения конкурентных процедур торгов может являться нарушением законодательства о контрактной системе, но само по себе не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 14.32 КОАП РФ.
•Обязанность юридического лица по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
•При определении величины выручки в целях расчета размера оборотного штрафа, предусмотренного ст. 14.31, 14.32 и 14.33 КоАП РФ, не учитываются расходы правонарушителей, связанные с совершением ими действий, которые признаны нарушением антимонопольного законодательства.
•Предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выдается только в случае, когда не представляется возможным рассчитать административный штраф исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
•Предусмотренная ч. 1.3-3 ст. 32.2 КОАП РФ льгота в виде возможности уплаты административного штрафа в половинном размере в течение 20 дней с даты его наложения применяется в случаях, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления любых видов государственного контроля (надзора), не ограниченных рамками применения Закона о госконтроле.
В Обзор вошел также ряд других разъяснений, связанных с указанной категорией дел.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»